Как фрилансеру общаться с клиентом
Заработок на фрилансе подразумевает тесное взаимодействие фрилансера (исполнителя) и клиента. Фрилансер разыскивает людей, которым могут понадобиться его услуги, предлагает свою помощь. Если он со своими клиентами сработается, то такое взаимодействие может быть длительным, клиенты превращаются в постоянных, рекомендуют его услуги друзьям и знакомым, помогая ему обрастать клиентурой и обеспечивая работой. Поэтому автоматически все клиенты являются работодателями, от отношений с ними напрямую зависит заработок.
Работа фрилансером в интернете на специализированных биржах строится по такому же принципу, только клиенты именуются заказчиками. Они формируют задания, на выполнение которого могут оставлять заявки все желающие. Работодатель выбирает исполнителя по своему усмотрению. Порой разочаровывается и сожалеет, сразу меняет одного исполнителя на другого. Если работа понравится, взаимодействие может длиться до тех пор, пока оно устраивает обе стороны.
Работа фрилансером в интернете и общение с заказчиками
Долгосрочное сотрудничество предпочтительнее:
- Взаимодействие строится на полном доверии: исполнитель знает все требования работодателя и исполняет их; клиент уверен, что временный виртуальный сотрудник его не подведёт.
- Упрощается решение проблемы, как заработать на предоставлении своих услуг. Не нужно искать клиентов, заказчик регулярно обеспечивает работой. Время, сэкономленное на поиске, тратится на выполнение большего числа заказов, доходы возрастают.
Если всё так обоюдно замечательно, почему фрилансеры всё время находятся в поиске работы?
- Они могут выполнить больший объём работы, чем им предоставляет постоянный работодатель.
- Хотят увеличить заработок на фрилансе, надеясь найти более щедрого работодателя, или просто переросли цены, по которым долго работали, хотят подняться на более высокий ценовой уровень.
- Заказчик по какой-то причине не может больше их обеспечить необходимым объёмом работы.
- Работодатель нашёл другого исполнителя, предложившего качественные услуги за меньшую цену.
- Фрилансер расстался с заказчиком (или работодатель расстался с ним) из-за ссоры.
В любой области деятельности, при любом взаимодействии неизбежны конфликты. Работа фрилансером в интернете порой преподносит разнообразные стрессы. Хороший исполнитель старается всевозможные конфликты избегать, сглаживать, не допускать. Лучше расстаться с клиентом по-доброму (он может одуматься, вернуться и даже предложить большую цену), чем нажить себе врага. Есть люди мстительные, долго помнящие обиды и старающиеся напакостить. В интернете так же, как в жизни, легко можно очернить любого человека и испортить ему репутацию.
Как лучше общаться с заказчиками и клиентами?
- Вежливо. Нельзя тыкать. Фрилансер никогда не знает, кто прячется за ником клиента: фотография, возраст, имя-отчество-фамилия могут быть ненастоящими. Некоторые в сети предпочитают выступать инкогнито. Это их право. С любым клиентом нужно обращаться на Вы. В личном обращении «Вы» пишется с большой буквы. Переход на «ты» возможен только при установлении дружеских отношений, если подобное предложение поступило от клиента (он платит, он и решает, как вести себя с исполнителем). Даже если он привык всем говорить «ты», то вряд ли ждёт в ответ того же самого. Обращение на «ты», этакое панибратство может ему не понравиться. Держите дистанцию, единственно правильная форма — всегда на «Вы».
- Заработок на фрилансе зависит от того, насколько исполнитель готов выполнять все капризы клиента. Порой заказчик сам не знает, что он хочет. Какие бы варианты выполненной работы ни предложил ему фрилансер — всё не так. Он отправляет на переделку раз, второй, третий, и каждый раз просьба о доработке сопровождается совершенно разными требованиями и пожеланиями. Подобные издевательства лучше прервать и не тратить далее время. Проще потерять деньги раньше, чем придётся их потерять, затратив в 10 раз больше времени на доработки. Переживать не стоит — это не ваш клиент. Не спорьте, не грубите. Извинитесь перед ним раз десять, в вежливой форме объясните, что не можете выполнить его заказ. Подробно объясните, почему, без перечисления обид и претензий, чтобы у него не возникло желание оставить отрицательный отзыв, внести в чёрный список, накатать жалобу в арбитраж.
- Если заказчик неадекватен (это явление не столь редкое), всё равно держать себя в «узде». Ни в коем случае не срываться на оскорбления. Если внутри готовится взорваться атомная бомба, нужно прервать общение, отойти от монитора хотя бы минут на 10, а лучше отправиться на прогулку, выбросив из головы все мысли о работе. Ни в коем случае нельзя воспроизводить в уме все оскорбительные замечания клиента и обдумывать ответы. На помощь приходит медитация, нужно уметь отключаться от проблем, входить в отрешённое от суеты состояние и полностью расслабиться. Позже продолженные переписка или разговор будут произведены в нормальных тонах, заказчик к этому времени тоже сумеет остыть и сожалеть о сказанном в резкой форме.
Как заработать на другом поприще, читайте в статьях сайта «Работа в интернете»: